Христиан Иоганн Генрих Гейне (нем. Christian Johann Heinrich Heine) – великий немецкий поэт (еврейского происхождения), главная фигура эпохи романтизма в немецкой поэзии, публицист и критик, мастер сатиры, фельетона, путевых заметок.

Генрих Гейне умел доступно и коротко написать о глубоких проблемах, придав родному языку несвойственную ранее элегантность и лёгкость.

Стихи Гейне послужили основой для множества музыкальных произведений выдающихся композиторов.

Несмотря на то, что Гейне являлся большим лириком, он оставался личностью очень активной в контексте политики и общественно-значимых событий первой половины восемнадцатого века. Его статьи, эссе, труды, касающиеся истории и политики, отличались очень ясной и чёткой антибуржуазной позицией.

 

Генрих Гейне родился 13 декабря 1797 года в немецком Дюссельдорфе в семье небогатого еврея. Его отец Самсон Гейне (1764-1829) занимался торговлей тканями в довольно развитой по тогдашним меркам Рейнской области. Мать Бетти (Пейра; 1770-1859) была умной и довольно образованной по тем временам женщиной, увлекалась идеями французского просветительства. Кроме Генриха в семье росли ещё трое детей – Шарлотта (1800-1899), Густав (1803-1886) и Максимилиан (1804-1879).

Воспитанием сына серьёзно занималась мать, у которой не вызывало никаких сомнений великое будущее Генриха. При этом у неё сложилось вполне определённое представление о том, кем может стать её сын. Он мог выбрать карьеру генерала или стать финансовым гением. Профессия юриста была ещё одним вариантом.

Азы наук мальчик постигал во францисканском монастыре, затем его образование было продолжено в городском лицее (1810-1812).

Детские годы Генриха пришлись на период оккупации большей части Европы французами под началом Наполеона. В это время в Европе процветал либерализм, и модные веяния нашли отклик в мировоззрении творческого человека. После победы реакции над Наполеоном с приходом пруссаков в Рейнской провинции воцарились старые феодально-бюрократические порядки, уничтожившие также и провозглашённое Наполеоном равноправие евреев с другими религиозными группами. Родители Гейне, мечтавшие видеть сына генералом наполеоновской армии, после поражения Наполеона мечтали о профессии купца для Гейне.

После того, как Дюссельдорф стал частью Пруссии, Генрих поступает в экономическое училище, после окончания которого отправляется на стажировку во Франкфурт-на-Майне. Именно тогда Генрих осознаёт, что заниматься торговлей он не желает, и возвращается домой. Это очень расстроило его мать, хотя она не переставала верить в то, что её сыну уготовано большое финансовое будущее.

Спустя несколько лет, в июле 1816 года, Генриха отправляют на попечительство дяди – Соломона Гейне в Гамбург, где у последнего есть собственный банк. Дядя-миллионер ставит племянника во главе небольшого отделения своего банка. Попытки сделать из племянника делового человека не увенчались успехом, Генрих «проваливает» все дела, за которые берётся, поэтому спустя полгода дядя отстраняет его от должности. В 1817 году Генрих возвращается домой.

Пребывание в Гамбурге имело важное последствие для будущего поэта – его безответная любовь к кузине (старшей дочери дяди – Амалии) послужила толчком для активного сочинения стихов и дебюта в журнале «Гамбургский страж» (1817), который остался незамеченным. Кроме этого, дядя оплатил образование Генриха – при условии поступления на юридический факультет.

В 1819 году Генрих поступает в университет города Бонна на юридический факультет. Это произошло во многом под влиянием его матери. Юноша увлёкся литературой. Преподававший историю немецкого языка и поэзии Август Шлегель значительно укрепил веру Гейне в собственный литературный талант. Но постигать юридические науки ему было очень непросто, поэтому в 1820 году он оказался в стенах другого учебного заведения с более высоким качеством преподавания права – Геттингенского университета.

Пожалуй, именно с 1820 года начинаются стабильные публикации Генриха Гейне в журналах и признание его как пусть и начинающего, но талантливого поэта. В 1820 году в свет выходит сборник «Юношеские страдания», где Генрих обобщил свой первый любовный опыт и влечение к кузине.

Предположительно примерно в это время Гейне посвящается в градус ученика местной ложи вольных каменщиков, и до конца дней его судьба будет связана с масонством, в котором он достиг высоких степеней посвящения.

В 1821 году начинающего поэта исключают из-за того, что он вызвал обидчика на дуэль, поэтому образование он продолжил в Берлинском университете, где ему довелось слушать лекции Гегеля. В этот период Гейне вливается в столичное литературное сообщество, сводит знакомство с известными людьми, в частности, поэтом Фридрихом Шлегелем.

В этом же году чтобы зарабатывать Генрих начинает продавать свои стихи в немецкие газеты, но в основном безрезультатно. Их не замечают ни читатели, ни критика. Из наиболее известных стихотворений этого периода можно выделить следующие: «Баллада мавра», «Грозная ночь», «Миннезингеры».

Зимой 1824 года состоялось возвращение Гейне в Геттингенский университет, где уже в следующем году он получает степень доктора права. Однако вся его дальнейшая деятельность сосредоточена на литературном поприще.

1826 год поэт встречает уже в Гамбурге. В этом году в свет выходят путевые заметки «Путешествие в Грац», принёсшие автору известность в литературных кругах. Потом издаётся первая часть цикла очерков «Путевые картины» (1826-1831). В них автор достаточно остро говорит о проблемах своей родины, причём делая это в рамках высокохудожественных произведений. Несколько позже появляется второй том «Путевых картин». Среди критиков и в прессе Гейне возбудил весьма резкую полемику. Оказалось, что его стиль отличается дерзкой вольностью. Поэт решил, что будет лучше на некоторое время покинуть Гамбург. В 1827 году он отправляется в Лондон.

Краткосрочная поездка в Англию не оказала большого влияния на творчество Гейне. Он возвращается довольно быстро для того, чтобы опубликовать лирический сборник «Книга песен» (1827), в котором предпринял попытку собрать в одно целое все созданные ранее поэтические произведения.

«Книга песен», где Гейне собрал свои лирические стихотворения «берлинского» периода жизни, просто околдовала читателей богатой палитрой эмоций, красотой слов и высотой чувств. Лирический сборник, сделавший поэта известным не только у себя на родине, выдержавший 13 только прижизненных переизданий, состоит из четырёх частей, а многие стихотворения из него известны в России в переводе Михаила Лермонтова.

В 1827 году Гейне предлагают стать редактором газеты «Политические анналы», выходившей в Мюнхене. На полгода поэт поселяется в этом городе. После неудач с получением профессуры в Мюнхене и с редактированием политической газеты, он возвращается в Гамбург. Затем он отправляется в путешествие по Италии. В этой стране его застает весть о кончине отца, произошедшей в Гамбурге. Вернувшись из Италии, Генрих публикует третий том «Путевых картин».

Знаковым событием для биографии поэта стала Июльская революция во Франции в 1830 году. К этому времени его творческая деятельность в Германии приобретает уже большой размах и подвергается цензуре, над ним дамокловым мечом висит угроза ареста. После опубликации нового шедевра, книги «Новая весна», 14 мая 1831 года Гейне приехал в Париж, чтобы остаться там навсегда в качестве политэмигранта. Только дважды за всю оставшуюся жизнь он приезжал на родину, причём впервые это произошло спустя лишь 13 лет.

Во французской столице поэт издаёт свои произведения на двух языках: на немецком и на французском. Круг знакомств Гейне во французской столице неуклонно расширяется.

В 1835 году в личной жизни Гейне состоялось важное событие. Биография его была отмечена знакомством со своей будущей супругой Матильдой Мира. (Однако в законный брак с ней он вступит только в 1841 году.) Используя связи Соломона, своего дяди, Генрих примерно в это же время знакомится с Ротшильдом. Последний заразил поэта страстью к биржевым спекуляциям. Ими Гейне занимался в свободное от литературных трудов время, однако не очень-то преуспел.

В 1838 году финансовое положение поэта стало катастрофическим. Ему пришлось принять пособие правительства Франции, которое выплачивалось эмигрантам, ведь Генрих находился в Париже именно в этом качестве. Кроме того, ему пришлось заключить с Юлиусом Кампе, французским издателем, кабальный договор, согласно условиям которого издателю предоставлялись исключительные права на произведения Генриха на 11 лет. Субсидия со стороны Соломона, его дяди, до определённой степени улучшила положение Гейне. Биография его, вероятно, сложилась бы иначе, если бы не влияние и помощь этого человека. Соломон не переставал заботиться о своём талантливом племяннике.

Материальные невзгоды и напряжённая творческая деятельность привели к тому, что здоровье Генриха стремительно ухудшилось. Он стал видеть все хуже, с большим трудом передвигался, однако не прекращал работать.

В 1842-1844 гг. Гейне пишет поэмы «Атта Тролль» и «Германия. Зимняя сказка», которые считаются вершиной его поэтического творчества.

Во второй половине 40-ых гг. литературная и публицистическая деятельность Генриха Гейне пошла на спад: начиная с 1846 года у него прогрессировал паралич, с весны 1848 года уложивший поэта, по его собственному выражению, в «матрасную могилу». Интерес к жизни, к событиям на родине, к творчеству не был утрачен, однако болезнь брала своё. В изданном в 1851 году последнем сборнике «Романцеро» читаются не свойственные ранее его поэтике горечь и пессимизм.

Супруга поэта Матильда не оставляла его до самсой смерти. Генрих Гейне скончался 17 февраля 1856 года в Париже и был похоронен на Монмартрском кладбище. Теофиль Готье и Александр Дюма были в числе тех, кто провожали поэта в последний путь.

Если вам не хватает эмоций или просто позитива – стоит прочесть несколько строк признанных авторов и жизнь начнет наполняться красками – бурлить и переливаться, словно горный ручей в своей обжигающей прохладе.