Перси Биши Шелли – английский писатель, поэт и эссеист, один из классиков британского романтизма.

Исповедуя идеи утопического социализма, автор верил в счастливое будущее человечества, верил в победу Добра над Злом, Света над Тьмой, будучи художником лучезарного, оптимистического миросозерцания.

Известный своим лирическим и длинным стихом, Шелли является одним из самых уважаемых английских поэтов-романтиков XIX века.
«Когда Шелли описывает природу или человека, прикосновения его кисти легки и воздушны. Он представляет из себя истинный тип импрессиониста. Его поэзия нежна, как музыка Шумана и как нежнейшие лирические волны музыки Вагнера, и так же, как Шуман и Вагнер, он волнует душу своей таинственной нежностью. Его поэзию можно также сравнить с живописью Боттичелли и с живописью английских прерафаэлитов, Данте Россэтти и Бёрн-Джонса.»

Примечание К.Д. Бальмонта

 

Перси Биши Шелли родился 4 августа 1792 года в Англии в графстве Сассекс в богатой аристократической семье. Его родителями были Тимоти Шелли, крупный землевладелец, оруженосец и член парламента, и Элизабет Пилфолд. Шелли был старшим из семи детей.

Поэт вырос в поместье своего деда, в деревне Бродбридж Хит. В детстве он забавлялся химическими и электрическими опытами, чем всегда смешил своих сестер, а также читал им страшные сказки.

В 10 лет Шелли уехал из дома, чтобы учиться в Академии Сайон-Хаус (примерно в 50 милях к северу от Бродбридж-Хит и в 10 милях к западу от центра Лондона). Через два года он поступил в Итон-колледж, куда отец отдал его в надежде ввести сына в круг избранной молодёжи.

Суровое воспитание в семье, а также издевательства и насмешки в школе оказали серьезное влияние на тонкую, ранимую душу поэта.

После окончания колледжа осенью 1810 года Шелли поступил в Оксфордский университет. К моменту поступления он уже был автором двух романов: «Застроцци» и «Сент-Ирвин».

Сам университет, по-видимому, не произвёл на Шелли никакого впечатления. На первых порах в Оксфорде молодой поэт издаёт шутовские стихи, под заглавием: «Посмертные записки Маргариты Никольсон». 25 марта 1811 года он был исключен из университета за бунтарский нрав и публикацию памфлета с красноречивым заголовком: «Необходимость атеизма», который он написал в соавтортсве с другом Томасом Джефферсоном. Университет потребовал, чтобы оба мальчика либо признали, либо отвергли авторство. Шелли не сделал ни то, ни другое.

Поступок Шелли, его отчисление из университета сделали невозможным брак с кузиной Гарриет Гров, на любовь к которой благосклонно смотрели родители молодого поэта. Отец Шелли на некоторое время запретил ему даже являться домой, назначив ему 200 фунтов ежегодной пенсии (на то время это были большие деньги), – и 19-летний Шелли с тех пор был предоставлен самому себе.

В августе 1811 года Шелли сбежал с шестнадцатилетней Гарриет Уэстбрук, пансионной подругой его сестёр, дочерью богатого трактирщика, подозревавшегося и в ростовщичестве. Женившись на ней в том же августе, он считал, что спасает её от тирании отца. Вскоре его чувства к Гарриет охладели. Молодого поэта заинтересовала Элизабет Хитченер, школьная учительница, которая вдохновила его на первое крупное произведение – «Королева Маб».

В 1812 году Шелли знакомится сначала письменно, а затем и лично с Уильям Годвином, радикальныс политическим философом, автором «Политической справедливости». Он отдаётся со всем пылом молодости делам благотворительности (преимущественно в Тремадоке, в Карнарвоншире), издаёт ещё целый ряд политических памфлетов и, наконец, в 1813 году – свою философскую поэму «Королева Маб[en]».

Через год после выхода поэмы и рождения дочери Шелли расходится с Гарриет, сердце его воспламеняется настоящей любовью к семнадцатилетней дочери Годвина – Мэри. Годвин отрицательно отнёсся к отношениям Шелли с его дочерью. 28 июля 1814 года Шелли и Мэри сбежали в Париж. Бегство с Мэри Годвин сопряжено с первой поездкой Шелли в Швейцарию, где годом позже он близко сошёлся со знаменитым уже в то время Байроном. Четыре года жизни Шелли с его новой подругой проходят то в Швейцарии, то в Англии.

Ранние стихи Шелли выражали наивные радикальнореволюционные воззрения: он разделял идеи национально-освободительного движения в Ирландии, даже пытался спровоцировать там восстание.

Светское, буржуазно-аристократическое общество очень резко реагировало на независимость и радикализм Шелли. В 1816 году трагически погибла первая жена поэта. Против него восстает его тесть, который, используя свои связи с влиятельными людьми, запрещает ему воспитывать детей от первого брака. Главными аргументами тестя были атеистические взгляды поэта, высказанные им в «Королеве Маб», а также его связь с Мэри Годвин (которая к тому моменту стала женой овдовевшего поэта). В 1818 году Шелли был вынужден покинуть Англию, переехать сначала в Швейцарию, а оттуда – в Италию.

В Италии Шелли прожил четыре года, и эти годы были самыми продуктивными в его творчестве. Автор пишет такие произведения, как «Освобожденный Прометей» и трагедию «Ченчи» (эти произведения были изданы в Лондоне в 1821 г., однако получили свою заслуженную известность лишь после смерти поэта).

В конце весны 1822 года Шелли переезжает с семьей на остров Специи в Средиземном море. Поэт, не умевший плавать и не имевший понятия о морском спорте, страстно любил море и вместе с Байроном приобрёл шхуну, названную «Ариэль».

1 июля 1822 года Шелли и его друг отставной моряк Эдвард Уильямс, живший с ним по соседству, отправились на шхуне в Ливорно, где проходило совещание Байрона по поводу издаваемой им газеты. На обратном пути на шхуну налетел шквальный ветер, а когда туман рассеялся, от нее не осталось и следа. Так 8 июля 1822 года не стало великого английского поэта. Лишь спустя несколько дней на берег вынесло два тела – Шелли и Уильямса.

Существует предположение, что во время шторма поэт был убит теми, кто ненавидели его политические убеждения.

Труп Шелли был сожжён на месте. Урна с его прахом была отправлена в Рим, где и покоится до сих пор на протестантском кладбище.

Если вам не хватает эмоций или просто позитива – стоит прочесть несколько строк признанных авторов и жизнь начнет наполняться красками – бурлить и переливаться, словно горный ручей в своей обжигающей прохладе.